Книга Тита является третьей из пастырских посланий, включённых в собрание Нового Завета. Она названа по имени своего адресата, Тита, которого Павел обратил ко Христу (Тит. 1:4). Удивительно, что его имя ни разу не упоминается в книге Деяний, несмотря на то, что он был спутником Павла в его миссионерских путешествиях. Тит пользовался большим уважением у Павла, который отправил его работать с церковью в Коринфе (2 Кор. 8:16-24). Также он был оставлен ответственным за работу на Крите (Тит. 1:5). Судя по комментариям Павла в 12-й главе Послания к Коринфянам, стих 17, Тит обладал большой честностью и верностью. Судя по всему, он находился с Павлом во время его второго заключения в Риме (2 Тим. 4:9). Это письмо к нему, вероятно, было написано между двумя периодами пребывания Павла в римских тюрьмах.
Фоновая информация указывает, что Тит работал с церковью на Крите, когда это письмо было написано. Он находился там, чтобы исправить проблемы и назначить старейшин (Тит. 1:5). Крит — большой греческий остров в восточной части Средиземного моря. Павел ненадолго посетил его во время своего путешествия в Рим осенью 59 года н.э. (Деян. 27:7-21). Церковь там, возможно, была основана еврейскими критянами, присутствовавшими в день Пятидесятницы (Деян. 2:11). У Тита была сложная задача, поскольку критяне были известны своей аморальностью (Тит. 1:12). Здесь Павел цитирует одного из их поэтов, Эпименида, который сказал: «Критяне всегда лжецы, злобные звери, ленивые обжоры» (Климент Александрийский, Строматы I. xiv. 59). Очевидно, Павел процитировал его, чтобы Тит знал, что критяне, вероятно, скорее прислушаются к своему пророку, чем к кому-либо ещё.
Однако послание Тита не ставит целью показать, что люди обязательно плохи, а скорее подчёркивает, что жизнь проповедника должна подтверждать его учение. Это было одним из главных разногласий Иисуса с фарисеями, которые не практиковали то, что проповедовали (Мф. 23:3). Поэтому Павел заботился о том, чтобы пример Тита предшествовал его учению (1 Тим. 4:16), чтобы он мог быть эффективным среди критян. Эта истина должна применяться и к современным служителям.
Вот некоторые из указаний Павла Титу: будь примером добрых дел; пусть твоё поведение будет образцом того, что ты призываешь делать других; имей здравое учение; сохраняй чистоту мотивов; серьёзность в учении; избегай неразумных вопросов, вызывающих споры; предостерегай разделяющих людей; и, наконец, никогда не давай противникам повода ложно обвинять тебя. Однако, при всём этом, Павел, похоже, не хотел, чтобы Тит выставлял себя как самодовольный пример, а скорее напоминал, что спасение приходит не «по делам праведности, которые мы совершили, но по Его милости Он спас нас через омовение возрождения и обновление Святым Духом» (Тит. 3:3-5).
Очень важный урок из жизни Тита — это принцип «связывания и разрешения». У Павла был спор с иудействующими учителями, в котором был замешан Тит. Чтобы добиться большего признания и влияния в еврейской общине, Павел обрезал своего спутника Тимофея (Деян. 16:3). Тимофей был наполовину греком и, вероятно, никогда не исполнял еврейский завет обрезания, начатый Богом с Авраамом (Быт. 17). Но поскольку в Новом Завете обрезание не требовалось (Рим. 2:25-28), Титу не было необходимости подвергаться обрезанию, как утверждали иудействующие. Павел сказал, что он не уступил им ни на мгновение (Гал. 2:5). Этот принцип христианской свободы всегда должен тщательно охраняться, чтобы никто не попытался поработить Божий народ в рукотворное рабство. Как сказал Павел в Послании к Галатам 5:1: «Для свободы освободил нас Христос. Итак, стойте и не поддавайтесь вновь игу рабства».