Совместимы ли Библия и наши наблюдения за природой? Или между ними есть несоответствия, своеобразная напряженность между религией и наукой, как склонны думать очень многие?
Мы приглашаем Вас ознакомиться с точкой зрения доктора Стоуна, который приглашает нас в необычайное путешествие, начинающееся с нашей солнечной системы и простирающееся через бесконечный космос. В свете вышеупомянутых вопросов мы рассмотрим результаты того, что (1) было изучено о планетах — от орбитальных проб, до лэндеров и роуверов, достигнувших поверхности этих небесных тел и (2), что мы сегодня знаем о космосе, благодаря нашим наблюдениям, использующим космические телескопы Чандра и Хаббл.
Доктор Стоун имеет степень бакалавра наук и степень магистра Университета штата Флорида, а также докторскую степень от Университета штата Алабама в городе Хантсвилл. Он долгое время работал в Управлении по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА), где он был старшим научным сотрудником Центра космических полетов имени Маршалла. Он также был Научным исследователем и координатором научных экспериментов восьми космических миссий и служил научным исследователем двух Миссий Шаттла. Он был сотрудником штата аспирантуры в Университете Алабамы в городе Хантсвилл; он также служил в качестве технического консультанта для многих научных журналов; и стал автором более чем 150 технических публикаций.
Доктор Стоун – прихожанин церкви Христа в Мэйфер в Хантсвилле, штат Алабама, где он служит старейшиной, а также преподает уроки Библии для взрослых.
Христианская вера и религиозный скептицизм
Что такое христианская вера? Ричард Докинз, самопровозглашенный представитель атеизма, утверждает, что религия — христианство в особенности — является заблуждением. Он также заявляет, что Библия была написана древними и с научной точки зрения неграмотными людьми и, поэтому, она фактически неправильно описывает природу и ей нет места в современном обществе. Он, поэтому, полагает, что христианская вера – иррациональная вера, которая должна быть “вслепую” принята без любых существенных доказательств. Те, кто верит в это, соответственно, считаются “глупыми” и “заблуждающимися” людьми. Действительно ли Ричард Докинз прав? Существует ли рациональное основание для веры? Или христианская вера требует слепого и беспрекословного принятия библейских истин?
Христианин, который в состоянии посвятить всю свою жизнь Христу без любых доказательств истинности библейских заявлений относительно Иисуса из Назарета, может быть абсолютно приемлем для Бога. Однако мы ошибемся, если подумаем, что Бог когда-либо требовал такой необоснованной и “слепой” веры.
Обзор библейских героев, описанных в священном писании, которые призваны служить примерами для подражания, как люди глубокой веры, покажет, что Бог не требует “слепой веры”. Кроме того, нет никаких доказательств того, что он требовал “слепой” веры от кого-либо. Различные примеры веры, которая приемлема для Бога, даны в главе 11 Послания к Евреям. Эти примеры показывают, что — в каждом случае — великим людям веры были даны рациональные основания для веры. Например,
(1) Аврааму, названному “человеком веры” в Послании к Галатам 3:9, был дан физический знак, когда Бог заключил с ним соглашение, описанное в главе 15 Книги Бытия; и он наслаждался длительными отношениями с Богом и Бог сдержал свое слово. Именно поэтому Авраам поверил, что обещания, данные ему, будут выполнены через Исаака, как обещал Бог, и что при необходимости Бог воскресит Исаака, чтобы сдержать свои обещания (К Евреям 11:19). Заметьте, что в священном писании не говорится, что Авраам верил в то, что Бог сможет воскресить Исаака из мертвых — там говорится, что он полагал, что Бог мог сделать это. Предположения должны быть основаны на некоторых предварительных знаниях — в этом случае, Бог дал Аврааму знак и благодаря его длительным отношениям с Богом у Авраама были все основания для веры и доверия к Богу.
(2) Моисею, через которого Бог раскрыл людям закон Ветхого Завета, было дано три физических доказательства, прежде чем он обрел необходимые смелость и доверие, чтобы повиноваться Богу и предстать перед Фараоном (Исход 3:1-4:9).
(3) Гедеону, простому фермеру, была дана вроде бы невозможная и иррациональная задача — освободить Израиль при помощи всего лишь 300 человек, вооруженных только факелами, кувшинами и трубами, против хорошо вооруженной армии мадианитян, которая была настолько многочисленной, что “заполнила целую долину как саранча”. Понятно, Гедеон сначала отказывался идти на такое приключение. И тогда ему были даны три различных физических знака, которые показали ему, что Бог – с ним, и что он не оставит его. Гедеон поверил в Бога на основе вполне рациональной оценки этих трех знаков (Судьи 6:17-40)
Таким образом, христианская вера базируется на доказательствах и свидетельствах. Тогда как же нам относиться к заявлению, что Библия написана “с научной точки зрения неграмотными” людьми и поэтому, фактически неправильно трактует мир? Есть ли конфликт между рациональной научной мыслью и библейскими представлениями о природе?
Если Библия – вдохновленное Богом слово и если Бог – Всемогущий Создатель, то и у природы, и у священного писания – тот же самый автор, и они должны соотноситься друг с другом. Другими словами, наука, исследование природы, не является врагом веры. Именно этот вопрос, отношение между наукой и священным писанием, мы и обсудим с вами очень внимательно — и я полагаю, Вы будете удивлены.
Наука – систематический и логический поиск понимания того, как работает природа. У истинной науки нет предопределенных философских запретов. Все идеи и гипотезы конкурируют на равных правах и та идея, которая лучше всего объясняет имеющееся в настоящее время доказательство считается лучшим текущим пониманием.
Скептицизм, с другой стороны, основан на предопределенной идее относительно того, что возможно и что нет.
Интересно, что, когда мы следуем призыву апостола Павла в Послании к Римлянам (1:20), посмотреть на мир и увидеть Бога, логический процесс, которому мы следуем, чтобы искать интеллектуальный план Бога в природе, очень похож на логический процесс, применяемый в науке, поскольку мы ищем объяснения относительно того, как работает природа.
Имеет ли христианская вера разумные основания?
Когда я был молод, я хотел, всем сердцем, иметь какое-нибудь доказательство того, что Бог существует: знать, что он существует и что он слышит мои молитвы. Я не думаю, что это странно или необычно. Мы все хотели бы иметь доказательство; слышать и видеть Бога. Но возможно ли это?
Ричард Докинз и другие скептики утверждают, что нет: они говорят, что нет никакого “доказательства” существования Бога; что Бог существует только в умах человечества и является, поэтому, иллюзией. Христианскую веру, соответственно, эти люди считают иррациональной.
Великий математик семнадцатого века и философ, Рене Декарт тоже задумывался над этим вопросом: “Есть ли что-нибудь в этой жизни, в чем мы можем быть абсолютно уверены?” (Если Вы когда-либо изучали алгебру или геометрию, Вы, возможно, помните о системе координат Декарта.) После долгих исследований Декарт понял одну вещь — и одну вещь только — в которой можно быть полностью уверенным, и он изрек свое знаменитое: “Я думаю, поэтому я существую”. У этого заявления есть далеко идущее значение: Человек не может быть абсолютно уверенным ни в чем другом!
Таким образом, когда мы просим, а скептики прямо-таки требуют, абсолютного “доказательства” существования Бога, мы просим то, чего в принципе для нас не существует — по крайней мере, в этой физической жизни. Однако не все потеряно. Мы можем прийти к вере в Бога таким же образом, как мы в общем-то приходим к тому чтобы считать верными любые другие предположения, знания или убеждения в жизни — на основе рациональной оценки имеющихся доказательств. Эта оценка не докажет — абсолютно — что проверяемое нами предположение верно, но она может показать, что оно в высокой степени вероятно.
Отсутствие абсолютного знания может казаться тревожащим поначалу, но имейте в виду, что процесс “оценки доказательств” является логическим процессом, который мы используем в настоящее время в нашей судебной системе. На этой основе мы считаем вполне оправданным помещение человека в тюрьму или даже лишение его жизни. Наука также основана на подобном процессе. Наука не доказывает свои результаты абсолютно, а скорее, говорит нам то, что, “вероятно”, верно о природе. Это может быть в высшей степени вероятно, но, тем не менее, не абсолютно. На самом деле каждое рациональное решение, которое мы когда-либо принимали, или будем принимать в жизни, принимается именно на этой основе. Фактически, у всех людей есть большая уверенность в нашей способности найти истину, логически оценивая соответствующие доказательства.
Это – очень важный момент, потому что этим же самым процессом мы должны прийти к решению относительно существования Бога. Мы должны или принять, или отвергнуть Христа, и единственным рациональным основанием для этого является логическая оценка доказательств под рукой — тот же самый процесс, который работает в науке и, пользуясь которым Апостолы преподавали людям первого века Евангелие от Христа.
В Послании к Римлянам (1:20), говоря о неверующих, Павел заявляет, что нет им оправдания, потому что, “… от сотворения мира ясно проявляется незримая извечная сила и божественность Бога, ибо все это видно в том, что создано Богом». Павел призывает нас посмотреть на мир, на природу и постараться увидеть в них доказательство существования Бога.
Далее мы будем следовать призыву Павла и логически оценивать некоторые доказательства, которые Бог предоставил нам в областях астрономии и физики космоса. Мы затем сравним то, что мы узнаем с отрывками из священного писания, где Бог предоставил нам некоторое понимание того как работает созданный им мир.
Границы разума
Вы когда-либо задавались вопросом, как Иисус Христос смог внезапно появиться среди апостолов в запертой верхней комнате? Или как Бог мог оставаться невидимым, когда он говорил с маленьким мальчиком, Самуилом?
В 1884 Эдвин А. Эбботт, английский математик, издал небольшую книжку под названием Флатландия, которая ярко и кратко иллюстрирует ограниченные возможности нашего разума. По геометрической аналогии Эбботт предоставляет нам возможность предположить, что чудеса возможны, благодаря существованию духовного измерения.
Мы существуем в трехмерной вселенной. У нас есть трехмерное пространство, которое имеет ширину, высоту и глубину. Флатландия – это история о жителях двухмерной вселенной под названием Флатландия. Третье измерение не существует, неизвестно, невообразимо, и немыслимо во Флатландии. Для жителя Флатландии третье измерение было бы столь же странным и непонятным, как четвертое пространственное измерение было бы странным для нас. Как нам его увидеть? В каком направлении его искать? Это немыслимо и абсолютно непостижимо для ума!
У жителей Флатландии есть двухмерные формы: треугольники, квадраты, пятиугольники, и так далее. Социальное положение и интеллект жителя Флатландии пропорциональны количеству сторон, которыми он обладает. Соответственно, треугольники – простые рабочие; квадраты – врачи, адвокаты и преподаватели; пятиугольники – дворянство; а окружности, с их бесконечным числом сторон – первосвященники Флатландии, ее духовные жрецы.
Двухмерное существование представляет для Флатландии значительную проблему: как определить социальное положение знакомого? Представьте себе монету, лежащую на столе. Когда Вы смотрите сверху на монету, она имеет форму круга. Когда мы опускаем глаза, монета становится эллипсом и затем, когда наши глаза находятся в плоскости стола, так, что мы видим край монеты – она становится прямой линией — также, как и все фигуры страны Флатландии. Друг для друга они все – прямые линии. Однако, почтенный Первосвященник (окружность) требует большего почтения, чем ваш приятель, парикмахер (треугольник). Но как его узнать? Жители Флатландии преодолевают эту проблему либо обходя знакомого вокруг, считая количество сторон, либо, поскольку фигуры во Флатландии все равносторонние, то подразумевая, что все стороны имеют равную длину, фигура может быть определена углом, который можно измерить с любой точки. Например, каждый угол равностороннего треугольника равен 60 градусам; каждый угол квадрата равен 90 градусам; каждый угол пятиугольника равен 120 градусам; и так далее.
Наша история повествуется г-ном Квадратом, который является математиком. Г-н Квадрат был счастлив в своем плоском существовании до одного конкретного вечера. Он уже запер свой дом на ночь и был поглощен чтением книги по планиметрии, когда он услышал голос. Пораженный, он быстро осмотрел комнату. Там никого не было! И все же голос продолжал говорить с ним.
Помните о голосе невидимого Бога, который говорил с молодым Самуилом однажды ночью (1-я Царств. 3:1-10)?
Как же такое возможно? Голос, который говорил с г-ном Квадратом, принадлежал г-ну Сфере, жителю Пространства — трехмерной вселенной (подобной нашей). Чтобы визуализировать эту ситуацию, возьмите листок бумаги, положите его на стол и начертите на нем пятиугольник. Затем начертите квадрат внутри этого пятиугольника. Это – г-н Квадрат в своем запертом доме. Вы видите г-на Квадрата в его доме, потому что Вы находитесь над плоскостью бумаги и смотрите сверху вниз. Это невозможно для жителя Флатландии, потому что третье измерение просто не существует для г-на Квадрата. Он ограничен плоскостью бумаги. Он не может появиться в измерении высоты и посмотреть вниз. Вы в состоянии видеть то, что не может видеть г-н Квадрат, потому что Вы существуете в трех измерениях. Точно так же, г-н Сфера существовал в трех измерениях и, поэтому, был в состоянии наблюдать и говорить с г-ном Квадратом, оставаясь невидимым, потому что он был за пределами двухмерной вселенной Флатландии.
Похожим способом Бог мог быть невидимым и, все же, говорить с молодым Самуилом, потому что он находится в духовной сфере или духовном измерении, которое не существует в физической вселенной, которой ограничены все мы, люди.
Одна последняя аналогия: После долгого разговора, в котором г-н Сфера пытался безрезультатно убедить г-на Квадрата в существовании третьего измерения, г-н Сфера все же спустился в двухмерную вселенную Флатландию. Он внезапно появился в запертом кабинете г-на Квадрата. Опять-таки, он мог спуститься через третье измерение в любую точку Флатландии, потому что он не ограничен двумя измерениями.
Вспомните о воскресшем Христе, внезапно появившемся в запертой верхней комнате среди апостолов. Он смог сделать это, потому что после воскресения он больше не ограничивался физической вселенной и ее законами. У него появился духовный аспект, который позволил ему обойти наши физические ограничения.
У Бога была дилемма – как донести до человечества, заключенного, как мы в физической вселенной, реалии духовной сферы, которую мы не можем никак постичь своим земным существом. Как г-н Сфера, Бог вступил в нашу ограниченную вселенную, чтобы продемонстрировать нам свою божественность.
Взгляд на космос указывает, что наше понятие о Боге – довольно ограничено.
Есть два отрывка из священного писания, которые мы должны рассмотреть перед нашей экскурсией по Космосу:
Первый: “В начале Бог сотворил небо и землю”. Бытие 1:1
Основное значение этих слов – это то, что Бог создал все, что существует в физической вселенной — то есть, космос. Об этом вновь упоминается, еще более решительно в Евангелие от Иоанна 1:1-3.
Второй отрывок, который мы рассмотрим, повествует об испытании Авраама, когда Бог велел ему принести в жертву своего сына Исаака.
“…Ты был готов ради меня убить своего сына, единственного сына, и за это я обещаю вот что: Я, Господь, обещаю, что воистину благословлю тебя, пошлю тебе великое множество потомков, столько, сколько звезд на небе, столько, сколько песка на морском берегу, и они победят всех своих врагов» Бытие 22:15-17
Здесь, говоря Аврааму, что его потомки будут бесчисленными, автор (Моисей) использует, казалось бы, нелепое сравнение: звезды в небе и песчинки на берегу моря. Это было написано 3,500 лет назад: никаких телескопов еще не существовало! Ну сколько звезд можно было увидеть тогда невооруженным глазом? — приблизительно 2 тысячи. Сколько песчинок находится на морском берегу? Ну, если бы Вам дали задание посчитать песчинки на одном единственном пляже, Вы, даже если вы молодой человек, могли бы потратить остаток своей жизни на это, и вам не пришлось бы даже двинуться с места. Это – смешное сравнение! Что, Моисей сделал ошибку, когда он написал это? Или он был неверно вдохновлен Богом? В этом и заключается богодухновенность Писания? Имейте все это в виду во время нашей экскурсии по космосу. Мы еще вернемся к этим вопросам.
А начнем мы нашу экскурсию с Солнца. Это — наша звезда. Солнце чудовищно огромно по сравнению с планетами. Приблизительно 1.3 миллиона таких планет как земля могли бы вписаться в его объем. Его масса в 341 тысяч раз больше массы Земли; Его масса в 743 раза больше массы всех планет вместе взятых. И все же Солнце – довольно средняя звезда с точки зрения размера. Красная, супергигантская звезда, Антарес, самая яркая звезда созвездия Скорпион, буквально затмевает солнце. Если поместить его в положение нашего солнца, Антарес занял бы половину нашей солнечной системы — поглотив планеты Меркурий, Венеру, Землю и Марс! И все же, Антарес так невероятно отдален, что для нас это – просто булавочный укол света в ночном небе!
Расстояние от земли до Солнца составляет приблизительно 150 миллионов км. Путешествуя с постоянной скоростью 160 км в час, 24 часа в сутки, 365 дней в год — никогда не останавливаясь, никогда не замедляясь — нам потребовалось бы 107 лет, чтобы достичь Солнца. Все же диаметр Антареса – в четыре раза больше этого невероятного расстояния! Для астрономических расстояний нам нужна намного большая единица измерения, чем км или миля.
Скорость света составляет приблизительно 300 тысяч км в секунду. Путешествуя с этой невероятной скоростью можно было бы совершить путешествие от земли до солнца за 8.3 минут! Путешествуя со скоростью света в течение целого года можно преодолеть расстояние в 9.5 триллионов км (что считается одним Световым годом). Это невероятное расстояние находится полностью вне человеческого понимания, но несмотря на это, количество световых лет на расстоянии которых находятся друг от друга астрономические объекты поразительно.
Наше солнце – это одна из звезд группы состоящей приблизительно из 100 миллиардов звезд, названных Галактикой Млечного пути. Млечный путь составляет 100 тысяч световых лет в диаметре — он так невероятно велик, что потребовалось бы 100 тысяч световых лет, чтобы пересечь его путешествуя со скоростью 300 тысяч км в секунду!
Когда-то, считалось, что ничего не существует за пределами Млечного пути — что пространство вне нашей галактики пусто. Однако в 1920-х годах астрономы стали замечать множество объектов, которые не были столь четкими и выраженными как звезды и планеты. Скорее они были расплывчатыми и неясными, и отличались от любого другого объекта в Млечном пути. На самом деле оказалось, что эти объекты не были частью нашей галактики — они оказались другими галактиками, находящимися за пределами нашего Млечного пути!
В 1994 Космический телескоп Хаббл был направлен на небольшую область пространства над Северным полюсом, которая была абсолютно черной. Там не было никаких видимых звезд, и пространство, казалось пустым. Однако изображение, полученное приблизительно после тринадцати часов совокупного наблюдения, было поразительно! Буквально тысячи пятнышек света вдруг появились в поле зрения. Это были не звезды. Это были те “нечеткие” объекты, которые были впервые замечены в 1920-х годах— это были галактики! Каждое из тысяч пятнышек света на изображении было галактикой — а значит каждое пятнышко света представляло собой скопление приблизительно 50 – 100 миллиардов звезд! Хаббл обнаружил “море” галактик в Космосе. На основе этого и последующих изображений, теперь считается, что самая отдаленная наблюдаемая галактика находится приблизительно на расстоянии 13.8 миллиардов световых лет от земли и что есть приблизительно 100 миллиардов галактик в видимой вселенной.
Итак, сколько же звезд находится там в небе? Ответ: (100 миллиардов галактик) X (100 миллиардов звезд в каждой галактике) = 10 в 22 степени — немыслимое количество – 1 после которой следует 22 ноля!!! Удивительно, но это – по существу похоже на количество песчинок на всех морских побережьях земли!!!
Возможно, просто возможно, что Моисей действительно знал, о чем говорил. Сравнение, сделанное в Книге Бытия 22:17, выглядит не таким уж нелепым, в конце концов. Но как Моисей мог знать это 3,5 тысячи лет назад? Я полагаю, что он был вдохновлен Богом (как и утверждает Библия), и что, судя по непостижимой необъятности и непостижимой массе, и силе, которые мы наблюдаем в космосе (и которые Книга Бытия 1:1 приписывает Всемогущему Создателю), наше понятие о Боге слишком уж ограничено.
Вселенная расширяется. Доказательства начала.
В предыдущей главе мы совершили быструю экскурсию по космосу, и обнаружили, что наше солнце – принадлежит к группе приблизительно 100 миллиардов звезд, которые составляют гигантскую структуру приблизительно в 100 тысяч световых лет в диаметре — или как мы ее называем галактику Млечного пути. (Световой год – это дистанция, преодолеваемая светом, который движется в течение целого года с невероятной скоростью в 300 тысяч км в секунду — или, как мы ее называем – скорость света.) Когда-то считалось, что ничего не существует за пределами нашей галактики Млечного пути, но, в начале 1920-х годов, астрономы обнаружили, что существуют и другие галактики, находящиеся в глубоком космосе — за пределами Млечного пути.
В 1929 году, американский астроном, Эдвин Хаббл, в честь которого назван Космический телескоп Хаббл, обнаружил, что другие галактики все удаляются от нас. Чтобы понять, что это означает, представьте сдобное дрожжевое тесто с изюмом. Первоначально, изюм смешан беспорядочно в тесте, которое постепенно подходит, поднимается. Когда тесто расширяется, растет в объёме, оно захватывает и отдельные изюминки, которые отодвигаются друг от друга. Хаббл обнаружил, что галактики во вселенной вокруг Млечного пути ведут себя таким же образом как изюм — они все отдаляются друг от друга и от нас. Хаббл пришел к заключению, что вселенная расширяется!
Итак, почему это такое важное открытие? Чтобы понять всю значимость открытия Хаббла, мы должны рассмотреть то, что было ранее общепринятым взглядом на вселенную среди ученых. От Аристотеля (приблизительно 450 год до н.э.) до недавнего времени, обычно считалось, что вселенная вечна — что она никогда не имела начала и никогда не будет иметь конца. Для ученого это положение удобно, так как оно избегает очень неудобную и непонятную проблему начала. Для атеиста она отрицает возможность существования Бога. Смотрите, ведь если вселенная вечна, то не было никакого создания — и, поэтому, никакого создателя. Если вселенная вечна и, поэтому ничто никогда не изменялось, то для Бога нет никакой роли и нет необходимости в его существовании.
Наука отказалась от своей веры в вечную вселенную только после длительной борьбы. Изначально идея состояла в том, что вечная вселенная должна быть статичной — никогда не меняющейся. Однако было замечено, что у звезд есть жизненный цикл: они рождаются в больших облаках газа и пыли, и они умирают, когда исчерпывают все свое топливо и ядерная реакция, которая даем им жизнь, угасает. Итак, наша вселенная – не статична.
Таким образом, когда-то считалось, что вечная вселенная, по крайней мере, установившаяся вселенная. Примером чего-то установившегося можно считать, например, количество людей на футбольном стадионе – оно может оставаться постоянным, хотя люди приходят и уходят, но число людей, входящих, равняется числу уходящих. Однако, эта теория была опровергнута открытием Хаббла о расширении вселенной — которое обязательно означает, что вселенная не статична, и что она не установившаяся.
Затем, стараясь избегать идеи начала, наука подхватила идею колеблющейся вселенной. Что это такое? Представьте мяч, брошенный вверх – он, перемещаясь наверх, под воздействием силы тяжести замедляет свое движение, пока не остановится в какой-то точке и не начнет падать вниз к земле. Так и вселенная: хотя в настоящее время она расширяется, темп расширения замедлится в результате ее сложной силы тяжести, возможно придет к остановке, а затем начнет снова сокращаться. Сокращение приведет к “большому коллапсу”, поскольку вселенная разрушится сама в себя, затем снова последует “большой взрыв”, после которого – снова “большой коллапс”, и таким образом, это может происходить вечно – вселенная, колеблющаяся между расширением и сокращением.
Однако недавние научные эксперименты и измерения подтверждают открытие Хаббла. Мало того, что вселенная расширяется; внешнее движение галактик, вместо замедления, на самом деле ускоряется! Это удивительное открытие означает, что вселенная расширяется с ускорением и никогда не придет к точке остановки. Кроме того, измерения Космического Фонового излучения, сделанные во время миссии НАСА в 1990-1992, подтверждают существование исконного (созидательного материала) в виде некоего огненного шара — что говорит о том, что вселенная началась с гигантского взрыва. Из-за открытия Хаббла, сегодня, мы имеем научный консенсус -вселенная не вечна — она имела начало, похожее на взрыв, и расширяется с ускорением с тех самых пор.
Очень важно заметить, что первые три слова священного писания гласят – “В начале было…”. В течение прошлых 20 лет наука наконец пришла к тому чтобы согласиться с тем, что священное писание сказало нам еще 3500 лет тому назад — у вселенной было начало!
Как мы увидим в следующих размышлениях, это заключение имеет огромные последствия для отношений между наукой, и описанием начала или сотворения мира, которое дано в первой главе библейской книги Бытия.
Как все появилось? Единственно возможная логика
В вышеупомянутом вопросе уже есть предположение — а именно, что у вселенной на самом деле было начало. Логически, это не абсолютная необходимость, как свидетельствует долго проводимая “научной” концепцией вера в вечную вселенную. Мы, поэтому, начнем с рассмотрения логических возможностей существования вселенной — и на высшем уровне, их только две. А именно:
(1) Вселенная вечна — у нее никогда не было начала, и у нее никогда не будет конца;
(2) Вселенная не вечна — а значит у нее было начало.
Нет никаких других логических возможностей. Как говорилось в предыдущей передаче, нам известно, что вселенная расширяется с увеличивающейся скоростью и, поэтому, она не вечна (Возможность № 2). Наши научные наблюдения за природой показывают, что у вселенной было начало.
Так как у вселенной было начало, мы должны рассмотреть логические возможности относительно того, что было включено в ее начало — и, снова, есть только две возможности. А именно:
(2a) в начале, вселенная создала себя из ничего; или
(2b) в начале, вселенная была создана чем-то или кем-то.
Снова, нет никаких других логических возможностей. Так как вселенная включает все физическое, что существует — материю, энергию, пространство, время, биологическую жизнь —то если у этого было начало, тогда из этого следует, что не было ничего физического перед началом. Тем не менее вселенная действительно появилась, и есть только две возможности относительно того, как это, возможно, произошло: или вселенная создала себя сама, или она была создана чем-то или кем-то.
Если бы в начале вселенная создала себя (2a), то она должна была бы создать себя из ничего. Другими словами, поскольку время и пространство, а также масса и энергия – это компоненты физической вселенной, которая появилась, тогда вселенная должна была создать себя прежде чем появились масса, энергия, пространство, или даже время. Это представляет для нас реально затруднительное положение. Как получилось, что столь массивное, обширное, сложное, и функциональное нечто, как вселенная создало себя из абсолютного ничего?
Согласно второй логической возможности (2b), “что-то” или “кто-то” создавшее вселенную должно по определению, существовать за пределами физической вселенной и ее законов. Другими словами, если у всей физической вселенной, а именно всей природы и ее законов, было начало, то независимо от того, какая сущность ответственна за создание, она не была создана сама. Очевидно то, что создатель должен находиться за пределами того, что было создано и не может регулироваться законами и ограничениями его создания. В основном это означает, что создатель не может подвергаться ограничениям пространства и времени, как мы. Существование создателя мира, который находится за пределами космоса, нарушает основополагающее положение материализма (что ничто не существует вне физической вселенной и ее законов); но это полностью согласовывается с тем, что Библия говорит нам о начале. Библия ясно утверждает, что Бог создал небеса и землю — другими словами, целую вселенную (Бытие 1). Кроме того, евангелие от Иоанна, в Новом Завете, говорит нам, что все, что существует (или когда-либо существовало или когда-либо будет существовать), было создано Богом, который стал человеком в лице Иисуса Христа.
“В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Тот, кто был Слово был с Богом, с самого начала. Все было сотворено им. Ничто не сотворено без него. (Иоанн 1:1-3)
Для тех, кто открыт для различных идей, мысль о вселенной, которая “создана чем-то или кем-то” — то есть, не самим созданием, и которая не есть часть создания, полностью разумна. Наличие такого создателя также согласовывается со священным писанием и избегает дилеммы вселенной, создающей самое себя из ничего, прежде чем она сама существовала.
Один конечный пункт: любое объяснение начала должно обратиться к двум основным вопросам:
(1) Как что-то появилось из ничего?
(2) Почему это что-то организовано именно так?
Мы понимаем слова этих двух вопросов, и их легко произнести — но, значение этих “как” и “почему” чрезвычайно трудно охватить разумом даже ведущим ученым мира. Мы должны признаться, что некоторые существующие понятия не всегда легко постигнуть нам, людям — например, понятие бесконечности или Бога-человека (триединая сущность Бога); даже необъятность вселенной. Кажется, и эти два вопроса поднятые здесь, также включают понятия, которые мы просто неспособны постигнуть.