Недалеко от Москвы, под Красногорском, расположилась знаменитая усадьба “Архангельское”. Её дворцово-парковый ансамбль называют русским Версалем и подмосковным Петергофом.
Добраться из Москвы до усадьбы нетрудно, от метро “Тушинская” в Архангельское регулярно ходят маршрутки, на табличках с номером нужных вам маршрутов указано название усадьбы, так что не ошибётесь.
Усадьба была известна ещё с конца XVI века, тогда в ней был построен деревянный храм Архангела Михаила. Считается, что именно по этому храму и была названа сама усадьба.
С 1646 года владельцем усадьбы становится Фёдор Иванович Шереметев, после него усадьба перешла к князьям Одоевским. Храм Михаила Архангела перестроили в камне. Полагают, что зодчим выступил Павел Потехин, крепостной князя Никиты Ивановича Одоевского. На данный момент эта церковь является самой древней постройкой усадьбы.
Гораздо позднее к храмовому комплексу были пристроены Святые ворота, а затем и глинобитная ограда с двумя башнями и воротами.
Эти обновления произошли в 1824-1826 годах, когда имением владел князь Николай Борисович Юсупов.
XVIII век для усадьбы прошел под знаком князей Голицыных. Первым владельцем в 1703 году стал сподвижник Петра I – князь Дмитрий Михайлович Голицын. Тот самый Голицын, что был капитаном Преображенского полка; тот Голицын, что был направлен в Италию для изучения искусства навигации; тот Голицын, что, будучи посланником в Константинополе, добился права русских судов плавать в Чёрном море. Голицын принимал активное участие и в борьбе за престолонаследие. Именно он предложил племяннице Петра I Анне Иоанновне взойти на престол при условии, что её власть будет номинальной, а фактическое управление будет осуществлять аристократия. Став императрицей, Анна Иоанновна пренебрегла “кондициями”, а Голицын попал в опалу и с тех пор жил в Архангельском.
С этого момента начинает формироваться тот архитектурный ансамбль усадьбы, который мы видим сейчас.
Зная то, что Дмитрий Михайлович был приближенным Петра I, уже не удивляешься, что усадебная архитектура напоминает нам скорее Санкт-Петербург и Петергоф, чем Москву.
Старый усадебный дом для размаха личности Голицына оказался мал, началось строительство нового просторного двухэтажного дома. Перед ним был разбит сад с “перспективными” дорогами, двумя партерами и оградой. Началось строительство оранжерей.
Но планы по переустройству усадьбы Дмитрию Михайловичу завершить не удалось. В 1736 году он был арестован по приказу Анны Иоанновны и заточён в Шлиссельбургскую крепость, где и умер в 1737 году. Усадьба сначала была конфискована в казну, но в 1742 году её вернули сыну прежнего владельца – действительному тайному советнику Алексею Дмитриевичу Голицыну.
Строительство дворцово-паркового ансамбля в усадьбе взялся продолжить его сын Николай Алексеевич Голицын.
В 1783 году Николай Алексеевич, обучавшийся ранее в Европе, привозит в усадьбу шведского инженера Иоганна Эрика Норберга, который строит в усадьбе две плотины.
Архангельское стоит на живописном берегу старицы Москвы-реки, а усадьба и парк нуждались в хорошем водоснабжении.
Плотины позволили образовать два пруда, которые стали резервуарами для двух гидравлических машин, снабжавших водою парк, оранжереи, огород, конюшню, хозяйственные и жилые постройки.
Именно это инженерное решение позволило запустить ещё и фонтаны.
Строительство большого дворца велось по плану архитектора Герна, этот план был приобретен Николаем Алексеевичем в Париже в 1780 году. Строительство началось в 1784 году и так и не закончилось до смерти Голицына в 1809 году.
В 1798 году Николай Алексеевич был отправлен в отставку, а для того, чтобы продолжить строительство в Архангельском, он был вынужден продать другие принадлежавшие ему земли. Само Архангельское тоже пришлось заложить. После смерти Голицына его жена все-таки продает усадьбу.
К усадьбе присматривались Нарышкины и Вяземские, но посчитали достройку и содержание имения слишком дорогостоящим предприятием. Но это обстоятельство не испугало знатока и ценителя искусства князя Николая Борисовича Юсупова. Более того, князь дал следующее распоряжение своему управляющему в 1829 году: “Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться… то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других”.
Юсупов продолжил достройку Большого дворца с намерением разместить в нём своё художественное собрание, а сам дворец начал приобретать ампирный облик. По приглашению Юсупова в усадьбе бывали русские цари, художники и музыканты.
Дважды здесь бывал и Александр Сергеевич Пушкин. В память о его приездах хозяева усадьбы в 1903 году поставили памятник поэту с выгравированными на нём цитатами.
Во время моего визита дворец был закрыт на реставрацию, но хорошая погода позволила полюбоваться его фасадами, погулять по парку и по набережной. Архангельское удивительно тем, что вокруг него бушует шумный московский пригород, совсем рядом Москва, но в нём самом ты совершенно об этом забываешь. Век тут стоит XIX, погода весенняя, а природа лишь упорядочена регулярным парком, но не порабощена.