Мы продолжаем наше путешествие по Сергиево-Посадскому району. Подмосковная усадьба Абрамцево привлекла наше внимание и как заповедная территория, расположенная на берегу реки Вори, и как место, оставившее свой след в истории русской живописи и литературы.
Чтобы попасть на территорию усадьбы вам придется купить недорогой входной билет. Билет в главный усадебный дом нужно покупать отдельно, также можно приобрести комплексный билет на посещение других экспозиции, располагающихся на территории усадьбы. По главному усадебному дому постоянно проводятся подробные экскурсии для всех желающих по сеансам. Билет с экскурсией стоит несколько дороже обычного входного билета, но даже при этом его цена остаётся доступной для большинства посетителей.
Первые упоминания о селе Абрамцево относят к XVI веку. Тогда село называлось “Обрамково”, позже название эволюционировало в “Абрамково”, а затем в уже привычное нам “Абрамцево”. Наиболее интересная часть истории усадьбы начинается в 1843 году, когда её покупает писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. С этого момента усадьба становится местом для творчества и гостеприимным домом для многих известных художников и писателей.
Сергей Тимофеевич написал здесь своё произведение “Аленький цветочек”. Существует предание, что эту сказку писатель услышал в детстве от своей ключницы, а в Абрамцеве рассказывал её своей внучке Оленьке, первоначально озаглавив её “Оленькин цветочек”.
В гости к Аксаковым приезжал Николай Васильевич Гоголь и читал здесь главы из второго тома “Мёртвых душ”. Гоголь всегда останавливался в мезонине господского дома. Популярность усадебных мезонинов была связана с тем, что за второй этаж приходилось платить особый налог, мезонин же не считался полноценным этажом, а скорее получердачным помещением, благодаря чему избавлял хозяев дома от лишних трат.
У Аксакова было множество увлечений, в их числе охота и рыбалка, которым он посвящал свои произведения. Еще одним увлечением был театр, сам Аксаков являлся театральным критиком. В доме можно увидеть портреты известных актёров того времени. Среди них – портрет Михаила Семёновича Щепкина, основоположника особого типа актёрской игры, более естественной, свободной от свойственного театру пафоса.
В галерее абрамцевского дома представлен портрет министра просвещения Александра Семёновича Шишкова, который был известен тем, что пытался бороться с иностранными словами в русской речи. Так, например, слово “инстинкт” он предлагал заменить словом “побудка”, а “эгоизм” – словом “ячество”, чем заслужил множество эпиграмм в свой адрес. Одна из них демонстрирует нам тот вариант языка, который, по мнению автора эпиграммы, был бы одобрен министром: “Хорошилище бредёт по гульбищу в мокроступах с растопыркою из ристалища на позорище”, что переводят с “шишковского языка” как: “Франт идёт по тротуару в калошах с зонтиком из цирка в театр”. Считается, что и Пушкин “передавал привет” Шишкову в этих строчках из “Евгения Онегина”:
В последнем вкусе туалетом
Заняв ваш любопытный взгляд,
Я мог бы пред ученым светом
Здесь описать его наряд;
Конечно б это было смело,
Описывать мое же дело:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет;
А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами,
Хоть и заглядывал я встарь
В Академический словарь.
В 1870 году Абрамцево покупает известный меценат и промышленник Савва Мамонтов. В юности Савва Иванович много времени проводил в театральном кружке, позднее увлёкся вокалом, но отец будущего строителя железных дорог считал, что в жизни сыну следует заниматься предпринимательством, а не творчеством. Савва исполнил волю отца, но тяга к искусству осталась в нём на всю жизнь.
Абрамцево при Мамонтове стало местом, куда приезжали отдыхать и творить художники: Репин, Васнецов, Поленов, Левитан, Нестеров, Коровин, Врубель. Последнему Савва Иванович однажды помог совершенно неожиданным образом. Когда работы Врубеля, отобранные для Всероссийской промышленно-художественной выставки в 1896 году, были отвергнуты комиссией и не допущены в основную экспозицию, Савва выстроил для них отдельный павильон с надписью: “Выставка декоративных панно художника М.А. Врубеля, забракованных жюри императорской Академии художеств”. Павильон пользовался большой популярностью у гостей выставки, а Мамонтова попросили убрать с вывески вторую часть предложения. Савва спорить не стал.
В Абрамцеве можно увидеть последний эскиз к картине Васнецова “Алёнушка”. Именно здесь художник решил, что глаза героини картины будут списаны с дочери Саввы Ивановича – Веры. Интересно, что она же изображена и на картине Серова “Девочка с персиками”. Вера сидит за столом, который и сейчас можно увидеть в экспозиции главного усадебного дома.
За этим столом собирались вместе хозяева и гости усадьбы. В доме был заведён такой обычай: гости оставляли на скатерти свои автографы, потом эти автографы вышивались нитками. Сейчас скатерть выставляется в музее как отдельный экспонат. На ней есть интересная надпись “Федя” – так обозначил себя Фёдор Шаляпин. В тот момент певец был на пике свой славы и считал необязательным указывать фамилию, ведь каждый и так знает, кто он.
Мамонтов, памятуя о своем прежнем увлечении театром, устроил зрительный зал в помещении Поленовской дачи, где проходили домашние спектакли. В экспозиции можно увидеть афиши этих спектаклей, среди авторов таких художественных произведений был художник Васнецов. Другой известный художник Серов даже блистал как актёр на этой любительской сцене.
Одноэтажную Поленовскую дачу вы и сегодня сможете увидеть на территории усадьбы. Она же служила Василию Поленову мастерской. Савва не стал останавливаться на создании любительского театра, а открыл в Москве частную оперу, где успели выступить Фёдор Иванович Шаляпин и Сергей Васильевич Рахманинов.
Михаил Врубель получил предложение от Саввы Мамонтова жить и творить у него в усадьбе. Тут же была организована скульптурная мастерская, где Врубель создал часть своих работ, здесь происходили его эксперименты с керамикой, освоение майолики. При работе с майоликой он стал использовать тональные переходы, которые до него считались браком. Еще одной задачей художника-мастера здесь было добиться от глины и керамики максимального сходства с драгоценными камнями, змеевиком или яшмой. В 1920-х годах в здании мастерской жила семья художника Петра Петровича Кончаловского. Сейчас здесь открыта выставка работ абрамцевских художников.
Для усадьбы Врубель сделал скамью, украшенную изображениями птицы Сирин. Её поставили на пригорке, чтобы наблюдать за приезжающими к Мамонтову гостями. Скамья и сейчас стоит на улице, но убрана под прозрачный купол для сохранности.
Когда вы будете гулять по усадебному парку, то помимо мастерской сможете увидеть деревянный теремок, он так и называется – “Избушка на курьих ножках”. Её построили здесь по проекту В. М. Васнецова в 1883 году. Сама избушка стоит не на “курьих ножках”, а на деревянных пеньках. Почему же в языке закрепилось сочетание “курьи ножки”? Есть версия, что из этих пеньков, защищающих дом при паводках, торчали корни, то есть изначально сочетание звучало как “корьи ножки”. По другой версии, эти пеньки окуривали дымом от насекомых и гниения, то есть это были уже “курные ножки”.
Над крыльцом избушки размещено деревянное изображение совы. Интересно, что Савва Мамонтов любил игру слов вокруг своего имени, ему нравилось сходство звучания со словом “сова”. А своим детям он давал такие имена, из первых букв которых можно было сложить его имя: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра.
Кроме избушки в похожем стиле в усадьбе выполнена баня-теремок, её построили на месте обветшавшей аксаковской бани. Первоначально её использовали по прямому назначению, а потом она стала жилым флигелем для гостей.
Деревянное здание кухни тоже было выстроено при Мамонтове на месте прежней аксаковской.
В имении была построена церковь Спаса Нерукотворного, её вы тоже сможете увидеть, гуляя по усадьбе. Проект церкви разрабатывали Василий Дмитриевич Поленов и Виктор Михайлович Васнецов. Прообразом для неё стал храм Спаса на Нередице XII века под Новгородом. Список авторов росписей этого храма достоин выставочного каталога любой престижной галереи: в иконостасе – “Спас Нерукотворный” И.Е. Репина, “Николай Чудотворец” Н.В. Неврева, “Сергий Радонежский” и “Богоматерь” В.М. Васнецова, “Благовещение” В.Д. Поленова и другие произведения абрамцевских художников. Иконы были выполнены в реалистичной манере – редкое явление для православного храма. Считается, что именно здесь Васнецов выработал ту стилистику, которую можно увидеть в его росписях во Владимирском соборе Киева (смотри нашу статью о Киеве). На северной стене вы сможете увидеть работу М.М. Антокольского “Голова Иоанна Крестителя”, а на южной – икону “Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом” Е.Д. Поленовой (сестра Василия Поленова). Клиросы изображениями цветов и бабочек расписал сам Васнецов. Он же создал рисунки для мозаичного пола со стилизованным цветком и датой строительства. Печь для церкви сделал и поставил Врубель.
У стен этого храма похоронен второй сын Саввы Мамонтова – Андрей. Он был художником и, как и Васнецов, участвовал в росписи Владимирского собора в Киеве. Андрей Саввич оставил после себя много эскизов и орнаментов. Он же послужил моделью к образу Алёши Поповича для картины Васнецова “Богатыри”, взглянуть на неё вы сможете в Государственной Третьяковской галерее. В 1891 году, простудившись при работе во Владимирском соборе, Андрей умер. На месте его захоронения у стены храма (слева) установлен памятный крест.
На территории усадьбы ваше внимание несомненно привлечёт глыбообразная скульптура. Это так называемая “каменная баба”. Савва мамонтов привёз её из Харьковской губернии в период строительства Донецкой железной дороги. Это культовое изваяние датируется IX-XI веками.
После осмотра главных построек имения рекомендуем вам прогуляться по парку, спуститься к речке Воре, дойти до Верхнего и до Нижнего пруда, перейти все горбатые мостики. Вы не сможете не заметить, как живописна природа этих мест. И тогда вы не удивитесь, что именно здесь Васнецов писал пейзажные этюды для своей знаменитой картины “Алёнушка”, которая сейчас находится в экспозиции Третьяковской галереи.
Кажется, что всё происходившее в этой усадьбе уже часть истории и культуры, а Абрамцево лишь напоминает нам о своём былом величии. Но это не совсем так. Недавно Абрамцево снова напомнило о себе, но не картинами и не книгами. Слава пришла с неожиданной стороны. В усадьбе стоит прекрасный тридцатиметровый дуб-исполин. Специалисты определили, что его возраст на сегодня – 250 лет. В 2013 году дуб получил статус «Дерево – памятник живой природы». Этот старожил помнит Аксаковых, Мамонтовых, Гоголя, Тургенева, Серова, Репина, Врубеля, Шаляпина и всех знаменитых гостей Абрамцевской усадьбы. Но этим званием дуб ограничивать не стали, в 2018 году дерево победило в конкурсе “Российское дерево года”. А в 2019 году дуб заявил о себе на всю Европу, он занял второе место в состязании “Европейское дерево года”. Если будете в усадьбе, знайте, что с таким деревом незазорно и поздороваться, ну или хотя бы шляпу приподнять при встрече.