На южнобережном шоссе Крыма расположились друг за другом две интересные смотровые площадки. Если ехать из Севастополя – первой будет площадка Ласпи. Она находится на вершине Ласпинского перевала – самой высокой точке южнобережного шоссе на участке от Севастополя до Ялты. Её высота над уровнем моря составляет 329 метров. Площадку сделали на скале, которая носит имя инженера Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, чьи изыскания и расчёты использовались при строительстве дороги через перевал. Интересно, что инженер, живший на рубеже XIX-XX веков, проектировал железную дорогу, а не шоссе. При этом первым шёл вариант Бахчисарай — Ялта и лишь затем — Севастополь — Ялта.
После постройки нового шоссе Севастополь — Ялта в 1960-е годы Ласпинский перевал приобрёл важное транспортное значение. Старая дорога из Севастополя на Южный берег была построена ещё в XIX веке. Она мало используется в наши дни и проходит через перевал Байдарские Ворота.
Перед видовой частью смотровой площадки в 2003 году была построена храм-часовня Рождества Христова в честь 2000-летия Рождества Христова. Главным архитектором проекта стал Г.С. Григорянц. Элегантный вытянутый фасад здания выполнен в неоклассическом стиле с мраморной облицовкой. Порталы часовни украшают две пары изящных колонн, что будто поддерживают небольшую арку с треугольным портиком. Часовня стоит на высокой платформе, огражденной нарядной балюстрадой.
Под балюстрадой находится небольшой храм, вход в который обычно открыт.
Здесь, под сводчатой каменной аркой, разместилось живописное изображение сюжета о рождении Христа.
Когда вы подниметесь по лестнице от храма к смотровой площадке, вам откроются панорамные виды бухт Ласпи, Батилимана и мыса Айя.
Следующая прекрасная смотровая площадка ждёт вас над посёлком Форос. С шоссе можно увидеть купола венчающей её Форосской церкви. Храм Воскресения Христова был выстроен в 1892 году на обрывистом утёсе Красной скалы. В 1887 году земли близ селения Форос купил с торгов Александр Григорьевич Кузнецов – московский купец первой гильдии, владелец крупнейшей в Российской империи чаеторговой фирмы. Торгово-промышленное товарищество «А. Кузнецов и Ко» было одним из самых крупных в мире и одним из наиболее прибыльных учреждений в Российской империи. Сделать Южный берег Крыма местом своего постоянного летнего пребывания Александр Кузнецов решил по рекомендации докторов.
Когда Кузнецов выстроил особняк, разбил парк и заложил виноградники, местные жители близлежащих селений высказали пожелание о строительстве поблизости православного храма. Александр Кузнецов заказал проект храма известному архитектору, академику архитектуры Николаю Михайловичу Чагину. По проектам Чагина были построены Кафедральный собор в Риге, Пречистенский собор и несколько церквей в Вильнюсе, Софийский собор в Гродно и Собор Симеона и Анны в Елгаве.
Возведение храма посвятили событиям, произошедшим 17 октября 1888 года на станции Борки Курско-Харьковской железной дороги. Тогда, во время крушения поезда, шедшего из Крыма в Петербург, спасся государь-император Александр III и его семья. Поезд сошёл с рельсов, но императорская семья осталась в целости. Потрясённый известием об этом происшествии, Александр Кузнецов испросил высочайшей милости, чтобы построить храм в Форосе именно в честь спасения императора.
Александр Кузнецов передал свое имение в Форосе в собственность церкви: два участка земли, на которых построили два дома — для настоятеля и для причта. Кроме того, Кузнецов внес в хозяйственное управление Святейшего Синода капитал в 50 000 рублей на содержание храма.
Настоятелем Форосского храма стал молодой священник Павел Ундольский. Другом отца Павла был писатель Антон Чехов, он стал здесь частым гостем. Известно, что Чехов участвовал в строительстве церковно-приходской школы в Мухалатке (сейчас – Олива). При храме действовала школа грамоты. В десятую годовщину спасения царя Александра III от смерти храм посетил император Николай II с семьёй.
В 1924 году храм был закрыт. Настоятель Павел Ундольский прожил ещё три года. Он был тяжело болен чахоткой и умер в 1927 году. Похороны были тайные, на греческом кладбище недалеко от храма, но потом его могила затерялась.
Во время Великой Отечественной войны храм служил убежищем для отряда пограничников форосской погранзаставы под командованием Александра Степановича Терлецкого. В период оккупации немцы вывезли стенные панели и подоконники из каррарского мрамора, а сам храм использовался под конюшню, от копыт лошадей пострадал мозаичный пол.
В 1960-е годы в храме оказался Никита Хрущёв, сопровождавший в поездке по Крыму иранского шаха. Тогда в храме был открыт ресторан. Никита Сергеевич пригласил высокого гостя пообедать, но произошло то, чего никак не ожидал Хрущёв. Шах Ирана категорически отказался от обеда, так как для него это было кощунством. Хрущев был раздосадован и распорядился снести ресторан. К счастью, вместе с рестораном не снесли храм.
До 1969 года храм использовали под склад, пока там не произошёл пожар, тогда в пламени погибли оставшиеся на стенах иконы, фрески, отстала штукатурка. Говорят, что при Михаиле Горбачёве, когда под Форосом строилась госдача, было намерение взорвать храм, но его не осуществили.
Бригада специалистов Севастопольского участка «Укрреставрации» под руководством Евгения Ивановича Бартана в 1987 года начала выполнять в храме реставрационные работы. После частичной реставрации храм вернули верующим. Ремонтные работы возобновились в начале 1990-х годов, а богослужения проводили одновременно с ними. В 2004 году, во время посещения храма, президент Украины Леонид Кучма отдал поручение восстановить храм на уровне лучших храмов Украины. Сейчас храм выглядит полностью восстановленным.
Со смотровой площадки возле храма открываются восхитительные виды на горы, море, сам Форос и южнобережное шоссе, убегающее дальше в сторону Ялты.
Мы хотели обратить ваше внимание на то, что в Крыму интересны не только большие дворцы и парки, но даже такие маленькие местечки – смотровые площадки. У них тоже есть своя история. А заглянуть в них довольно просто, они будут рядом с вашим маршрутом в Ялту, Массандру и другие широко известные туристические места.