Над Северной стороной Севастополя возвышается необычный храм-пирамида – Свято-Никольский храм второй половины XIX века. Он является частью мемориального комплекса, посвященного защитникам Севастополя периода Крымской войны. Добраться до него можно общественным транспортом, что идёт от пристани на Северной стороне.
Храм венчает собой холм, на склонах которого расположено Братское мемориальное кладбище.
Вход на кладбище обозначен пирамидками, выполненными в той же стилистике, что и сам храм.
Дальше вам нужно будет подняться к вершине по проложенным между памятниками дорожкам. От вершины открывается вид на Северную сторону города Севастополя.
После окончания Крымской войны было решено построить храм в том месте, где были захоронены останки защитников Севастополя. В 1856 году император Александр II дал разрешение на строительство храма на добровольные пожертвования. Хотя денежные средства присылали многие люди – матросы, солдаты, офицеры и даже чиновники – сумма все равно долгое время оставалась недостаточной для окончательного завершения строительства. Возведение храма продлилось 13 лет – с 1857 по 1870 год.
За проект храма взялся один из основателей Московского архитектурного общества Алексей Александрович Авдеев. За этот проект Авдеев был удостоен звания академика архитектуры. Символически идея о вечной памяти была передана через форму, напоминающую египетскую пирамиду, но венчал пирамиду большой шестнадцатитонный православный крест.
На стенах церкви было решено разместить диоритовые доски с указанием частей, принявших участие в Первой обороне Севастополя (1854-1855), внутри разместили доски из черного мрамора с указанием имён офицеров, генералов и адмиралов, погибших во время обороны.
Мозаики, которыми был украшен храм, выполнили в Венеции, в мастерской итальянского художника Сальвиати. Эскизы для работы подготовил художник М. Н. Протопопов.
В 1886 году Свято-Никольский храм посетил император Александр III, приехавший в Севастополь, чтобы почтить могилы павших героев. Император Николай II с семьей посетил Свято-Никольский храм и Братское кладбище в 1898 году.
Вторая оборона Севастополя (1942-1944) не прошла для храма бесследно, верхняя часть здания была разрушена, а крест рухнул на землю и раскололся. Реставрационные работы начались только в 1971 году и продолжались 3 года, до 1974-го. Руководил реставрацией Василий Степанович Смолянинов, сумевший за этот период вернуть храму практически прежний вид. А разломившийся крест долго лежал на постаменте рядом с церковью на смотровой площадке.
Мемориальное братское кладбище, что окружает храм, включает в себя захоронения героев Первой и Второй оборон Севастополя. Изначально оно сформировалось по указанию вице-адмирала Владимира Алексеевича Корнилова, приказавшего хоронить погибших в дни Первой обороны на Северной стороне Севастополя. Сначала кладбище назвали Петропавловским, а затем генерал-адъютант Тотлебен назвал его Братским. Кроме именных памятников здесь можно увидеть много братских могил.
Интересно, что некоторые генералы, адмиралы и офицеры, выжившие в Первую оборону, пожелали быть похороненными там же, где лежат их погибшие сослуживцы. Здесь можно увидеть памятник над могилой вышеупомянутого генерала-адъютанта Эдуарда Ивановича Тотлебена, умершего в 1884 году.
Контр-адмирал Фёдор Фёдорович Нарбут был контужен во время Первой обороны, умер в 1897 году.
Контр-адмирал, градоначальник и командир Севастопольского порта Михаил Николаевич Кумани умер в 1889 году.
Особое внимание обращает на себя часовня над могилой Михаила Дмитриевича Горчакова, генерала от инфантерии, главнокомандующего Крымской армией в 1855 году. В январе 1856 года, после смерти фельдмаршала князя Паскевича, Горчаков был назначен наместником Царства Польского и главнокомандующим вновь образованной 1-й армии, в этой должности он оставался до самой смерти. Согласно завещанию, тело его было предано земле в Севастополе. Часовню над его могилой построили по проекту того же архитектора Авдеева, который проектировал и Никольский храм. Внутри часовни есть табличка с надписью: “Тело покойного, по его желанию, погребено среди воинов, не допустивших врагов Отечества перейти за рубеж того места, где находятся их могилы”.
На Братском кладбище похоронен и кадровый военный священник Василий Смирнов, приписанный к полку Горчакова и погибший от болезни и контузии в 1855 году.
Генерал-инженер Александр Иванович Рейтлингер при обороне Севастополя был ранен пулей в голову, умер в 1891 году.
Полковник Михаил Иванович Лушков в 1855 году командовал Волынским полком. Во главе трёх батальонов своего полка сделал вылазку в расположение противника впереди пятого бастиона, во время которой получил ранение и умер.
На кладбище есть памятник воинам того самого Волынского полка. На мраморном саркофаге сделана надпись: “Штаб, обер-офицерам и нижним чинам Волынского пехотного полка, павшим при защите г. Севастополя в 1854 и 1855 годах. От общества офицеров Волынского пехотного полка”.
Генерал-майор Александр Иосифович Защук в период обороны находился на 1-м бастионе, командовал авангардом казаков в Чернореченском сражении, был ранен, скончался в 1905 году.
Братское кладбище – очень тихое и спокойное место. Поэт Афанасий Афанастевич Фет посвятил ему в 1887 году стихотворение, в котором отражена атмосфера, которую можно почувствовать там и сегодня:
Какой тут дышит мир! Какая славы тризна
Средь кипарисов, мирт и каменных гробов!
Рукою набожной сложила здесь отчизна
Священный прах своих сынов.
Они и под землей отвагой прежней дышат…
Боюсь, мои стопы покой их возмутят,
И мнится, все они шаги живого слышат,
Но лишь молитвенно молчат.
Счастливцы! Высшею пылали вы любовью:
Тут что ни мавзолей, ни надпись — все боец,
И рядом улеглись, своей залиты кровью,
И дед со внуком, и отец.
Из каменных гробов их голос вечно слышен,
Им внуков поучать навеки суждено,
Их слава так чиста, их жребий так возвышен,
Что им завидовать грешно…