Захарово – еще одно интересное место вблизи Звенигорода. Это бывшая дворянская усадьба известна тем, что здесь провел свои детские годы будущий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Упоминания о селе Захарово встречаются с XVII века, а как усадьба оно сформировалось ко второй половине XVIII века. В 1804 году имение покупает Мария Алексеевна Ганнибал – бабушка поэта. Недалеко от входа в усадьбу вы сможете увидеть памятник юному Пушкину и его бабушке.
На территории усадьбы разбит прекрасный парк с прудами, открытый для свободного посещения.
А усадебный дом стал частью Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина на базе памятников и памятных мест бывших усадеб. Дом неоднократно перестраивался, каждый раз его старались воссоздать в соответствии с оригиналом. То есть именно по этому дому маленький Саша Пушкин не бегал, но выглядел дом почти так же.
Бабушка Пушкина вышла замуж за младшего сына арапа Петра Великого – Осипа Ганнибала. Пушкин довольно мягко выскажется о своем предке: “Африканский характер моего деда, пылкие страсти, соединённые с ужасным легкомыслием, вовлекли его в удивительное заблуждение”. Дело в том, что Осип Ганнибал, женившись против воли своего отца Абрама Петровича (отчество по Петру I) Ганнибала, растратил небедное приданое своей жены. Осип ушел от жены, увезя с собой новорождённую дочь Надежду – будущую мать поэта. После он “женился” на другой женщине, представив фальшивые документы о смерти “первой” жены. Тут уже было не до младенца, и Осип Абрамович оставил дочь на попечении у доверенных лиц. В дело пришлось вмешаться брату Осипа – Ивану Ганнибалу. После долгой тяжбы уже трехлетнюю дочь вернули Марии Алексеевне.
Полагают, что именно нахождение Надежды Осиповны до трёх лет под присмотром чужих людей стало причиной её материнской холодности к своему первенцу Александру. Да к тому же сын появился на свет уже с ненавистными чертами “арапчонка”. Ей претили рассеянность, неуклюжесть и неизящная внешность Саши, она могла даже целый год не разговаривать с сыном, предпочитая старшему сыну Саше своего второго сына Льва.
Но в период тяжелой болезни Надежды Осиповны, когда она осталась совсем одна, из всех детей к ней приехал только Саша. Он несколько месяцев заботливо ухаживал за матерью. И тогда Надежда Осиповна попросила у сына прощения за несправедливость к нему. После смерти матери Александр Сергеевич сам перевез её тело в Святогорский монастырь для погребения. После похорон он был опечален еще и тем, что совсем немного времени ему довелось чувствовать материнскую нежность, которой всё своё детство он был лишён.
Из восьмерых детей в семье Пушкиных до взрослых лет дожили только трое: Ольга, Саша и Лев. Отец и мать предпочли переложить воспитание детей на плечи французских гувернёров, поэтому говорить, читать и писать они начали на французском языке. Именно на французском Саша написал свою первую поэму – подражание Вольтеру. Но учитель её высмеял и пожаловался матери на то, что Саша занимается каким-то вздором. Тогда Пушкин свою работу сжёг.
Поворот в воспитании детей случается, когда их бабушка Мария Алексеевна покупает имение Захарово и перевозит туда свою крепостную Арину Родионовну в качестве няни для внуков. Здесь дети учатся устной и письменной русской речи. Именно бабушка впервые замечает, что Саша “умён и охотник до книжек”. Мария Алексеевна сама отлично знает французский, но радеет за то, чтобы в доме звучала русская речь. Няня рассказывает детям русские сказки, поет колыбельные, осыпает народными пословицами и поговорками. Для будущего автора “энциклопедии русской жизни” эти годы в Захарове значили необычайно много. Позже Мария Алексеевна даст Арине Родионовне вольную, но няня так всю жизнь и проживет рядом с семьёй поэта. В Захарове эти две женщины фактически заменяют Пушкину мать, окружая Сашу заботой, теплом и лаской.
Искреннего друга Пушкин нашел в своей сестре Ольге. Ему нравилось, что балам она предпочитала книги, находила для себя радость в созерцании природы, стихосложении и живописи. Из лицея он писал ей письма, спрашивал, любит ли она, как и прежде, одинокие прогулки, какие книги читает. Черты своей любимой сестры он отчасти воплотил в образе Татьяны Лариной.
Чтобы воспитание Саши не было слишком “женским”, в Захарове к нему в “дядьки” был приставлен дворовый человек Никита Козлов – грамотный, любящий читать и сочиняющий стихи о героях народного фольклора Змее-Горыныче и Соловье-Разбойнике. Никита обучает Сашу плаванию, верховой езде, ходит с ним в дальние пешие прогулки, любовь к которым поэт сохраняет на всю свою жизнь. Именно Никита становится прообразом заботливого и мудрого Савельича в “Капитанской дочке”. Никита так и останется с Пушкиным; в качестве камердинера он будет рядом с поэтом до самого последнего дня. Именно он после смертельной дуэли переносит раненого поэта из кареты в квартиру, а затем отвозит его тело для погребения в Святогорский монастырь.
В тридцатилетнем возрасте, незадолго до свадьбы, Александр Сергеевич чувствует внутреннюю потребность вновь посетить Захарово. Мать Пушкина с недоумением писала об этом своей дочери Ольге: “Вообрази, он совершил летом сентиментальное путешествие в Захарово, отправился туда один, лишь бы увидеть места, где провёл несколько годов своего детства”. К тому моменту уже не стало бабушки и няни, в Захарове поэт повидался лишь с дочерью Арины Родионовны – Марией.
После осмотра музейной экспозиции можно побродить по парку с двумя прекрасными прудами.
Там, у прудов, установлен памятник маленькому Пушкину.
Можно дойти до конного двора, представить, как поэт учился здесь верховой езде. Кстати, и в тот день там проходили занятия.
Можно посмотреть “Поляну сказок”, на которой представлены животные из сказок Пушкина.
А уходя – обернуться и вспомнить строчки Александра Сергеевича:
О, если бы когда-нибудь
Сбылись поэта сновиденья!
Ужель отрад уединенья
Ему вкушать не суждено?
Мне видится мое селенье,
Мое Захарово; оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.